Белый дым или пар из выхлопной трубы
Дым из автомобиля – белый. На самом деле это пар. Разогревается холодный двигатель, и мы видим ничто иное, как воду в парообразном состоянии. При этом на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. Чем больше прогревается система, тем меньше конденсат. Причём при морозе «дым» получается густой, как будто тягучий, белый, иногда с сизым оттенком. А ещё нужно учесть фактор влажности воздуха – чем влажность больше, тем пар гуще.
Если в тёплое время года, при хорошо прогретом двигателе Вы увидите густой белый пар, то, скорее всего охлаждающая жидкость не успела полностью испариться в режиме сгорания топлива. Отличить такой пар легко: если он рассеивается и вы ничего больше не наблюдаете — то это всего лишь пар. А если при рассеивании остаётся сизый туман, то этот дым переходит в категорию масляных. Если хотите проверить это эмпирическим методом, а не просто на глаз, то возьмите чистый лист бумаги и приложите на короткое время к отверстию выхлопной трубы при хорошо прогретом двигателе. Посмотрите на лист. Если капли воды испарились постепенно с листа и не оставили жирных следов, как визуально, так и на ощупь, то смело проверяйте систему охлаждения.
Внимание! Свой поиск в данном случае нужно состыковать с конструкцией двигателя, т.к.причина может скрываться не только в повреждении прокладки, а ещё и в трещинах, которые иногда образовываются на головке или блоке цилиндров, при этом происходит попадание выхлопных газов в систему охлаждения, иногда это сочетается с образованием газовой пробки.
Чёрный дым или сажа из выхлопной трубы
Система подачи топлива дала сбой. Большой расход топлива, сопровождается плохим запуском двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, потерей мощности.
У бензодвигателя (с электронным впрыском топлива) это происходит при нарушении герметичности форсунок и, как следствие, на неработающем двигателе в цилиндр вытекает много топлива и поршень уже не может закончить своё движение и подойти к верхней точке, тогда происходит гидроудар. А также нужно проверить исправность датчиков кислорода, расхода воздуха и др.) Если не в порядке поршневая группа (повышенный износ, задиры, царапины, то избыточное топливо как бы смывает масло со стенок цилиндров и резко ухудшает их смазку. При перемешивании топлива и масла, последнее изменяет свои качества и условия смазки ухудшаются не только в данном конкретном месте, но и рядом стоящих прилегающих системах. Если Вы обнаружили, что уровень масла в картере повысился, то, скорее всего, Вы наблюдаете смесь масла с бензином, при этом она будет иметь яркий бензиновый запах.
А вот на дизельном двигателе обратите внимание не только на насос высокого давления, но и на угол опережения впрыска.
Если Вы владелец карбюраторного двигателя, то обычно эта проблема связана с дефектом игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклёров, а возникает эта проблема из-за перелива в поплавковой камере.
Внимание! Эксплуатация автотранспорта с такими нарушениями работы систем крайне нежелательна, она быстро приведёт к более глобальным проблемам и серьёзным неприятностям.